В Хабаровске состоялась IV Выставка - конференция "Сибирские дороги на Дальнем Востоке". В мероприятии приняли участие руководители и специалисты министерств и ведомств Российской Федерации, представители проектных и научно-исследовательских институтов, дорожно-строительных организаций, а также экспертное сообщество из разных регионов России. Участники, в частности, обсудили актуальные вопросы дорожного хозяйства, инновационные технологии, цифровизацию и техническое регулирование отрасли.
Начальник управления перспективных методов исследований и испытаний ФАУ "РОСДОРНИИ" Сергей Мирончук рассказал аудитории о внедрении и развитии ускоренных испытаний дорожных одежд в Российской Федерации.
Основное обоснование необходимости развития ускоренных испытаний дорожных одежд заключается в возможности полного исследования всей дорожной конструкции.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы выявить наиболее экономичные и долговечные конструкции и материалы дорожных одежд за сокращенный период времени по сравнению с реальными сроками эксплуатации.
Эксперт описал путь развития испытаний дорожно-строительных материалов, отмечая, что в начале образцы слоёв дорожных одежд подвергались ряду лабораторных испытаний. В результате этих тестов определялись их физико-механические свойства. Однако эти данные часто не соответствовали реальным условиям эксплуатации автомобильной дороги.
На данный момент с учётом более современных методов исследований и испытаний, специалисты могут получить эксплуатационные свойства того или иного материала. Речь идёт, в частности, об испытаниях на колееобразование и трещиностойкость. Таким образом, развитие испытаний приводит к тому, что они усложняются и приближаются к реальным условиям. Исследование всей дорожной конструкции является венцом того, что может получить дорожно-транспортная отрасль. Ключевая особенность состоит в исследовании процессов, протекающих во всей дорожной конструкции, а не в её отдельных слоях.
Кроме того, Сергей Мирончук подробно рассказал о первом в России симуляторе колёсной нагрузки ЦИКЛОС, созданном по заказу ФАУ "РОСДОРНИИ". Это установка, позволяющая прикладывать динамические нагрузки на поверхность испытуемого участка и получать контролируемые разрушения дорожной одежды, а также исследовать причины, по которым они происходят. ЦИКЛОС выполняет до 50 тыс. приложений нагрузки в сутки, а в его составе находятся 4 полноразмерных грузовых колеса, величина нагрузки которых может составлять до 13 т на ось.
Помимо самой установки РОСДОРНИИ разработал систему линейного перемещения, которая позволяет установке осуществлять приложения нагрузки с целью имитации полосы наката. Это делается для того, чтобы исключить движение колёс по одному следу и получить результаты, еще более схожие с реальными условиями эксплуатации автомобильной дороги.
"В силу того, что такая установка первая в России - нам нужно было начать с методологии. Это позволило определить основы и чёткие рамки проведения испытаний. Стоит отметить, что она должна быть единой, чтобы у нас была возможность пользоваться результатами экспериментов и сравнивать их между собой. В процессе начальных работ мы зарегистрировали все результаты, касающиеся интеллектуальной деятельности. Также важно заранее формировать программу испытаний", - сказал в продолжение своего выступления Сергей Мирончук.
В этом году специалисты Института планируют разработать проект первой редакции ПНСТ "Ускоренные методы испытания дорожных одежд. Общие требования" и направить документ на процедуру утверждения.
Сейчас в рамках задания Федерального дорожного агентства разработана долгосрочная программа испытаний, по которой в течение трёх лет будут проводиться исследования дорожных конструкций.
"ЦИКЛОС - это научный инструмент, который позволяет решать важные для отрасли задачи за счёт ускоренных методов испытаний: повышение надёжности и обеспечение долговечности автомобильной дороги, изучение работоспособности дорожно-строительных материалов, сравнение их между собой", - добавил Сергей Мирончук.
В завершение своего доклада эксперт подробно остановился на первом опыте внедрения симулятора колёсной нагрузки ЦИКЛОС на участке дороги М-12 вблизи города Муром. Он отметил, что установка позволяет более эффективно проводить испытания дорожных конструкций и получать данные об их поведении в реальных условиях эксплуатации.
Эксперт также рассказал о дорожно-испытательном полигоне в Голицыно, который предоставляет возможность круглогодичных испытаний различных материалов и конструкций. Полигон оснащён современным оборудованием, позволяющим задавать параметры и условия проведения исследований, что значительно улучшает качество и точность получаемых данных.
Особое внимание было уделено применяемым измерительным датчикам, которые используются для мониторинга состояния дорожной конструкции во время испытаний и позволяют собирать наиболее полную информацию о деформациях, напряжениях и других важных характеристиках, что помогает лучше понять поведение дорожного покрытия под нагрузкой.
Источник: